Моцарт Вольфганг Амадей

Материал из ART
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — выдающийся австрийский композитор.

Моцарт Вольфганг Амадей

Психологический портрет Моцарта

«Музыка выражала его упоенный восторг перед мирозданием, перед всевышним Творцом, перед его чудесным даром — жизнью» (7, с. 538). В музыковедении по поводу источника гениальности приводятся примеры Бетховена, Генделя, Гайдна, которые рассматривали себя как вместилище некой высшей силы. У Моцарта эта сила органично пронизывала его творчество и его человеческое существо. «Творчество Вольфганга не допускало никаких предписанных извне законов, напротив, оно формировало его внешнюю жизнь на свой лад; и в творчестве, и в жизненных проявлениях Вольфганга Амадея действует одна и та же сила» (2, с. 51).

Его музыкальное творчество было единой формой его существования, смыслом всей жизни, содержанием его натуры и его судьбой.

Особенности когнитивного стиля

Восприятие

Для восприятия Моцарта характерна позиция беспристрастного наблюдателя, при этом интуитивно схватывается общее настроение и состояние дел.

«Его искусство черпало свою силу в его поразительном даре наблюдать людей» (1, с. 6).

Восприятие синтетичное, целое доминирует над отдельными частями и качествами. Конкретная детализация направляется уже мышлением.

«Моцарт всегда вносил изменения, исходя из общей картины, а не из деталей. Весь творческий процесс развертывается внутри. Сам он никогда не говорил о процессе творчества — это было для него так же естественно, как дыхание или биение сердца» (4, с. 113).

Оценочность восприятия направлена на перспективность: что с данной ситуацией можно сделать. Позитивные оценки преобладают над негативными.

«Его, в высшем смысле слова, продуктивная натура не только воспринимала, но и творчески перерабатывала воспринимаемое. Если появлялся мастер, который в данный момент производил на него сильнейшее впечатление, то этому мастеру он отдавал всю душу и так проникался духом образца, что невозможно было отличить сочинение ученика от произведения учителя» (2, с. 8).


Память

Память цепляется за какое-то недавнее событие, впивается в него, проигрывает десятки раз, все более высвечивая оттенки и детали. Так было в случае с его отставкой, когда ему пришлось вынести оскорбления секретаря архиепископа. В ряде писем к отцу он постоянно возвращался к этой теме: «Я теперь больше, чем когда-либо, не могу отказаться от своего решения — подобное отступление сделало бы меня гнуснейшим на свете негодяем. Вся Вена знает, что я ушел от архиепископа, знает, что это случилось из-за оскорбления — и именно из-за трехкратного оскорбления, а теперь я должен опять публично доказывать противное? — должен превратить себя в собачье дерьмо, а архиепископа — в порядочного князя?— Первого не в состоянии сделать ни один человек, а я — меньше всех, а другое — может только Бог, ежели он пожелает ниспослать на него дух святой» (8, с. 164).

Память фиксирует созданное в очень концентрированной форме — в виде смысловых зерен, которые всегда можно развернуть с разными вариантами. «Однажды созданное настолько прочно застревало в его голове, что он был в состоянии закончить записывание спустя много времени и при самых сложных внешних обстоятельствах» (2, с. 113).


Мышление

Мысль Моцарта направляется восприятием и памятью, предвосхищая события.

Из письма к отцу: «Вы знаете, что я, так сказать, с головой погружаюсь в музыку, что я целый день занимаюсь ею, что я охотно рассуждаю, изучаю, размышляю» (2, с. 12).

«…Ему было совершенно не свойственно создавать свою картину мира на основе мышления как такового» (2, с. 6).

Психологизм, интерес к нюансам и настроениям других людей или событий, постоянные ходы с целью проверки своих гипотез - составляли основу мышления Моцарта.

«Музыка Моцарта, являясь музыкой всех умов и сердец его времени, не знает границ между «я» и «не я», потому что цель ее — высказаться о жизни так, как ее чувствуют все люди, передать возможно яснее их горе и радости. Он не насилует ничьей воли своим композиторским «я» (5, с. 226).


Особенности ценностно-мотивационной сферы

Моцарт не пытался «схватить судьбу за глотку», как Бетховен. Только отстаивание своей творческой и нравственной позиции принимало активно-волевой характер. Это была активная защита, а не нападение.

Главные ценности Моцарта — музыка, творчество, познавательный интерес к миру и людям, приобщение к трансцендентальным смыслам. Вера в объективность нравственных законов.


Нравственность

«Он был лишен какого-либо стремления морально исправлять людей или обращать их в свою веру. Доброта и готовность помочь были его прирожденными чертами. Нравственность, которую он сам постепенно создал для себя, не была для него категорией долга. Он был нравственным по внутренней потребности и поэтому весьма далеким от моральной узости» (2, с. 9).


Масонство

Причины вступления кроются в особенностях его психотипа — отношение к ближнему как к брату, гуманистический идеал, бескорыстие, потребность в дружбе и понимании. В масонах его восхищало их преклонение перед нравственной силой разума и природы, а также то, что каждый член ордена мог быть на равных с остальными братьями независимо от социального статуса. Ему было близко их понимание Бога, как величайшего зодчего, создавшего мир на основе разумного порядка, который человек должен сохранить на земле.

«Он был ревностным приверженцем нашего Ордена. Любовь к своим братьям, терпимость, любовь к хорошим делам, благотворительность, истинное сердечное чувство удовольствия, если он мог своими талантами принести пользу своим братьям — таковы главные черты его характера» (из траурной речи в ложе по случаю его кончины) (.2. с. 71).


Религия

«Я всегда помню о Боге, я сознаю его всемогущество, я страшусь его гнева; но я сознаю также его любовь, его сострадание и милосердие» (2, с. 24).


Семья

Семья Моцарта была патриархальной, здоровой. Мать сглаживала суровость строгого отца. С сестрой они всегда были друзьями. Хорошо относились к прислуге и в письмах передавали «приветы и поцелуйчики» канарейке и собачонке Бимперль.

Отношение Моцарта к отцу — один из немногих примеров сыновнего пиетета и любви. «За богом сразу идет papa» — этот девиз надолго стал для сына определяющим. Отец на протяжении всей жизни вплоть до разрыва с архиепископом был практически единственным учителем, наставником и главной опорой. Моцарт не вступал с ним в споры, следовал его советам, долго мирился с практической осторожностью отца. Даже в истории любви к Алоизии он не осмелился обидеть Леопольда, хотя в душе его бушевал протест. Между отцом и сыном началось постепенное отчуждение. Поводом послужило прошение Моцарта к архиепископу об отставке.


Дружба

Добродушие, бескорыстная помощь, искренняя любовь и дружба. Самыми сердечными были его отношения с семьей знаменитого ботаника Йозефа Франца фон Жакена, особенно с его младшим сыном Готфридом.

С Глюком не было близких отношений из-за нерасположенности к нему отца и его дружбы с Сальери. Однако Глюк по отношению к Моцарту был благожелателен и дружелюбен.

С Йозефом Гайдном установились дружеские сердечные отношения, которые укрепились со вступлением Гайдна в масонский орден. Моцарт посвятил ему свои квартеты — «ибо лишь от Гайдна я научился тому, как нужно писать квартеты».

Моцарт нередко критиковал своих современников — даже известных, пародируя их за клавиром.

«Лицемерие и льстивость были равно чужды его незлобивому сердцу, а всякое принуждение, каковое он должен был чинить своему духу, невыносимо» (10, с. 49).


Жизнь и смерть

Из письма к отцу: «Так как смерть — истинная конечная цель нашей жизни, ее образ имеет много довольно успокаивающего и утешительного. Я никогда не ложусь в постель, не подумав, что, может быть, меня на другой день более не будет….» (2, с. 26).


Отношение к женщине

Отношение моцарта к женщинам можно назвать искушенной бесстрастностью. «Он не мог ласкать женщину, которую не любил, и поэтому оставался целомудренным. Не нужно быть Дон Жуаном, чтобы страдать от искушения плоти. Удобные случаи подворачивались не раз, но грубость женщин легкого поведения ему претила» (7, с. 469).

Несмотря на увлечения и симпатии к женскому полу, был склонен к постоянству. «Природа говорит во мне столь же громко, как и во всяком другом, а может быть, и громче, чем в ином большом и сильном олухе. Для меня невозможно жить так, как живет большинство нынешних молодых людей. Во-первых, я слишком религиозен. Во-вторых, я слишком люблю ближнего и слишком честен по убеждениям, чтобы я мог обмануть невинную девушку. В-третьих, слишком люблю свое здоровье, чтобы я мог возиться с потаскухами. Мой темперамент больше подходит к спокойной домашней жизни, чем к шуму и суматохе» (из письма к отцу от 15декабря 1781г.) (2, с. 46)


Любовь в жизни и творчестве

В основе любви лежит ценность познания. Любовь — вселенский Эрос, вселенская гармония. В ней не существует различия между добром и злом. Понимание любви построено на нравственных и этических принципах, но это не догма и не эталон. Эта любовь лишена морального пафоса и живет самоцельно как жизненный инстинкт. Она никого не судит. Форма отношений в любви — дружба, взаимопомощь, ответственность, самоотверженная заботливость, честность.

Первая любовь Моцарта — Аллоизия Вебер, сестра Констанцы. Она возникла из восхищения необычайным музыкальным дарованием и выросла в страстное чувство. Моцарт старался совершенствовать Алоизию, разучивал с ней свои арии, дал ей возможность выступить в своей академии. В январе 1779 г. он преподнес ей арию «Народ Фессалии» — последний знак любви. Алоизия предпочла его любви перспективы артистической карьеры, а его самого — среднему актеру Ланге — будущему мужу. Моцарт был ошеломлен, переживал, страдал, внешне не показывая. Но радость и муки этой любви были первичным импульсом, который помог достичь душевной зрелости и духовных глубин.

«С женой Констанцей он довольствовался тем, что было доступно. Констанца представлялась Моцарту мученицей и он был предан ей со всей рыцарственностью, нравственным благородством, честностью и добротой своей натуры» (2, с. 113).

Но о страстной сердечной взаимности с духовно и нравственно равной ему женщиной здесь речь не идет. Страсть свойственна гению от природы, чтобы вспыхнуть, ей не нужны особые обстоятельства. Так, у Моцарта постоянно жило любовное стремление, но его исполнение относится к воле случая и часто полностью не приносит удовлетворения. Такова его юношеская любовь к Алоизии Вебер, позднее — к Терезе фон Траттнер.

Моцарт сам признавался, что был не равнодушен к женской прелести, любил пошутить и поддразнить любую девушку, и дело не всегда заканчивалось легким флиртом. Это были горничные, артистки, ученицы или исполнительницы его музыки. Его даже пытались представить Дон Жуаном. Но ни одна из женщин конкретно не стала прототипом героинь его опер.

Его любовное стремление, сублимируясь в творчество, дало все вариации любви. В его операх представлен весь спектр этого чувства в различных его проявлениях. От пажа Керубино — упоительной грозы юности, еще не осознаваемой любви с ее лихорадочной возбужденностью, сладостной болью, неуправляемым поведением — до трагизма всепоглощающего могучего инстинкта Дон Жуана.


Отношение к природе

Моцарта больше привлекали люди и их духовный мир, поэтому он никогда не совершал поездки с целью наслаждаться природой. Для него не было свойственно получать от ее впечатлений творческий импульс.


Поведенческий портрет

Внешность

«Если пересмотрят когда-нибудь все портреты Моцарта и отбросят все, что продиктовано модой того века, то будут ошеломлены энергией и неистовой твердостью его лица. Некоторые профильные портреты Моцарта напоминают голову аскета с круто выступающим подбородком и сильным носом: он весь — воля. А если добавят его письма — увидят совершенно другого человека. Не нежного и веселого певца любви, но человека, исхлестанного бурями и страстями, терзаемого внутренними голосами, гордого, весело, страстно и грубо наслаждающегося жизнью и всегда помнящего о тени смерти над собой» (13, с. 5).

По словам сестры, он всю жизнь оставался «маленьким, худым, бледным и совершенно лишенным какой-либо претензии в физиономии и теле. Выражение его лица менялось ежеминутно, но выдавало лишь то страдание, или наслаждение, которое он испытывал в данный момент…» (2, с. 6).

В его поведении есть борьба крайних полюсов: безупречная гармония и уравновешенность может взрываться яркими драматическими вспышками.

«Я весь еще полон ярости! Мое терпение испытывали так долго, наконец оно все-таки лопнуло. Я не несчастлив более тем, что нахожусь на зальцбургской службе…» (из письма к отцу, где Вольфганг описывает окончательный разрыв с архиепископом (7, с. 166).

Клоунский элемент в поведении проявлялся в шутках, розыгрышах и бегстве в ребячество. Юмор и ирония были свойственны и Моцарту-человеку и Моцарту-художнику. В письмах Моцарта встречается немало каламбуров и то, что сейчас принято называть музыкантскими остротами, игра рифм. В одном из писем к кузине Марии Текле он подписался «Их благородие фон Свинячий хвост».

«Но в комизме этих сообщений уже ощущается способность Моцарта-художника сопереживать образам своих комических опер и смотреть на них глазами стороннего наблюдателя, на голову их превосходящего. В них юмор и сатира все более превращается в ту удивительно теплую иронию, которая и до сегодняшних дней остается непонятной для итальянцев» (2, с. 12).

Он постоянно играл, словно на клавире, самыми разными вещами — шляпой, палкой, цепочкой от часов, столом, стульями. Любил верховую езду, бильярд, кегли. 1 квинтет из «Волшебной флейты» он сочинил, играя в бильярд.

Деликатность, честность, сильно развитье чувство чести, нравственное благородство, огненный художественный темперамент; жизнерадостный и несколько беззаботный склад; сердечная доброта и идеал гуманности.

«У него не было зависти и тщеславия. Он умел хорошо отличать гордость художника от высокомерия» (2, с. 8).

Простодушие, доверчивость, прирожденное доброжелательство в известных жизненных ситуациях оказывали Моцарту плохую службу. Когда у него были деньги, он не мог отказать никому из просящих. Пример — с Антоном Штадлером, которому Моцарт дал двое часов, чтобы тот выручил за них деньги в ломбарде. В результате Моцарт не получил от Штадлера ни часов, ни денег.


Развитие

Для Моцрта в развитии важна перспектива, вера в абсолютные ценности, познание мира как процесса приближения к истине. Графическое выражение — круг с точкой посередине как концентрация всех сил, интересов, пристрастий в едином ментальном ядре. Сведение жизни и творчества к центральному смыслу — познанию устройства вселенной и законов ее развития, выход в надличностный мир, в трансцендентное, бесконечное.

Феноменальная музыкальная память, абсолютный музыкальный слух, врожденное чувство ритма, способность к импровизации и музыкальному фантазированию — таковы природные задатки гениальности Моцарта. Но главное в развитии — увлеченность, полное погружение в музыку, стремление познать ее законы.

«…Если в человеке заложен композитор, он начинает писать, потому что иначе не может… никакие книги ничего не дадут… — Вольфганг указал на свое ухо, на голову и сердце и добавил — Вот здесь, здесь и здесь заключена моя школа. Если с этим все в порядке, можно смело брать перо в руки и писать музыку». (11, с. 547).

«Как только он начал увлекаться музыкой, все его чувства для всех остальных занятий все равно что умерли» (из письма И. Шахтнера) (1, с. 64).

Развитие Моцарта-художника отмечено тремя кризисами. Они наступали в те моменты его жизни, когда исчерпывался определенный круг душевных переживаний и происходила перегруппировка внутренних сил. Эти переходные этапы были связаны с душевными потрясениями, которые разряжались в каком-то монументальном произведении (опере, симфонии, мессе). Первый кризис относится к периоду глубокого страдания от любви к Алоизии и ее неверности. Но именно все муки и радости этого чувства были в числе тех импульсов, которые помогли Моцарту-человеку достичь душевной зрелости и направили Моцарта-художника на новый путь. В этот период он создает оперу «Идоменей», которая считается началом его творческой зрелости.

Второй кризис — период между «Свадьбой Фигаро» и «Дон Жуаном».

Третий — в последний год жизни — перед созданием «Волшебной флейты» и «Реквиема».


Творческий портрет

Цель творчества

Цель творчества - приобщение к смыслу мировой гармонии, поиску сути духовного существования всего живого.

«Вся его жизнь и все его творчество напоминают необыкновенное природное явление, не имеющее иной цели кроме наиполнейшего развертывания всех сил, принимающих в нем участие. То, что в этом случае эти силы были столь же могущественны и изначальны, как и многообразны, то, что они были сведены в столь гармоничное единство могучей творческой натурой — составляет величие этого неповторимого человека, и только поэтому ему удалось, сохранив их индивидуальный облик, придать всем своим образам символический характер и возвысить их до значения типов» (2, с. 21).


Характеристики творчества

Склонность к кантилене была у Моцарта врожденной, и впоследствии мелодичность стала основной в его искусстве. Утонченная выразительность звукоизвлечения, стремление к типизации действующих лиц.

Моцарт вошел в историю музыкальной культуры как гениальный мастер композиции. Для его композиций характерна ясность, красота и совершенство формы, простота как высшая художественная цель, как результат мастерства.

«Разгадка простоты Моцарта в том, что он за преходящими образами своей эпохи нашел постоянные и простейшие формулы движения и видоизменения эмоциональной жизни» (5, с. 78).

Моцарт был критичен к себе и к другим, не считался с чужим мнением: "главный судья — Я".

«Сам он судил о своих произведениях беспристрастно, а подчас с такой строгостью, какую не очень-то потерпел бы от посторонних» (3, с. 172).

В его операх представлены все сословия общества, но для Моцарта важны только личности, представляющие эти сословия, – со своими страстями, слабостями и достоинствами. На первом плане не общественное, а человеческое.


Творческий процесс

Музыкальные мысли Моцарта «не извергались из его души подобно кипящему расплавленному потоку, а кристаллизовались в виде структурно четких построений, скрепленных сильной формообразующей волей. Моцарт вместе с тематическим материалом, т. е. вместе с отдельными «находками», представлял себе такие возможности их органического развития, которые тут же, в большей или меньшей степени, реализовывал. Следовательно, первый творческий акт одновременно порождал и прочно сложившийся, структурно четкий музыкальный образ» (4, с. 117).


Стиль работы

«Тогда, когда он не сидел за клавиром, его тело находилось в непрерывном движении, постоянно менялось и выражение его лица, что выдает большую степень нервности. Под натиском своего гения он работал без отдыха и нерегулярно» (4, с. 118).

Моцарт больше всего любил играть и сочинять ночью. Нотная запись являлась для Моцарта чисто механической работой, которую он не любил и всегда откладывал на последний момент.

«Все уже сочинено, но ничего не записано» — этот мотив во всевозможных вариациях звучит в его письмах. Иллюстрацией к этому служит рассказ Констанцы о записи третьего квартета (d-moll), посвященному Й.Гайдну, во время ее родов. Или история записи увертюры к опере «Дон Жуан» в Праге 1787 г. — она была записана накануне первого исполнения, ночью, за несколько часов.


Жанры творчества

«Подобно Рафаэлю, Моцарт сумел охватить искусство во всей его полноте. Для Моцарта нет такого жанра в музыке, в котором он не добился бы полного успеха: в операх, в симфониях, в песнях, в танцевальных мелодиях — он велик всюду». (7, 478)


Оперная драматургия

«Я люблю, чтобы ария столь же аккуратно была пригнана по певцу, как хорошо сшитое платье» (1, с. 104). «Дон Жуан» — вершина оперного творчества Моцарта, где его творческие силы совершили особенно мощный взлет.

Гете писал: «Именно Моцарт был тем человеком, который мог бы написать музыку к моему «Фаусту».

Дон Жуан — многосоставный образ огромной жизненной энергии, мозаика мужской инстинктивной потенции в сочетании с нюансировкой чувства любви как высшего проявления вечного природного инстинкта. Проблема Дон Жуана затрагивает основные вопросы человеческого бытия, мир чувств, предельнейшее утверждение основного инстинкта жизни, вне которого не существует никакой ценности. В финале выступает сила, которая представляет действительность более могущественную чем действительность Дон Жуана. Не преступление и наказание, а «быть или не быть». Высочайшее достижение искусства Моцарта — сплавлять трагизм и комедийность, изображать трагическое в комической форме. Трагизм финала — это величие и ужас происходящего, а не триумф нравственного закона. Сцена Дон Жуана, Командора и дрожащего от страха Лепорелло — одна из непревзойденных вершин музыкальной драматургии.

Литература и ссылки

1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Кн. 1. Ч. 1. М., 1990.

2. Аберт Г. В. А. Моцарт. Кн. 1. Ч. 2. М., 1990.

3. Аберт Г. В. А. Моцарт. Кн. 2. Ч. 1. М., 1990.

4. Аберт Г. В. А. Моцарт. Кн. 2. Ч. 2. М., 1990.

5. Асафьев Б. Музыка и современность. Л., 1985.

6. Белза И. Ф. Моцарт. М., 1956.

7. Вейс Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его времени. М., 1992.

8. Кремнев Б. Моцарт. М., 1958.

9. Немечек. Жизнь В. А. Моцарта. М., 1987.

10. Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. М., 1988.

11. Улыбышев А. Д. Новая биография Моцарта. М., 1892.

12. Чичерин Г. Моцарт. М., 1924


Интернет-ресурсы