Есенин Сергей

Материал из ART
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, один из самых популярных и известных русских поэтов XX века.


Дар поэта — ласкать и корябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы были в ней.

С. ЕСЕНИН


Психологический портрет Сергея Есенина

Поэт и человек с непростой судьбой, живший в сложное время начала XX века, оставивший яркий след в русской поэзии и поныне — читаемый и любимый.

С. А. Есенину свойственно экстравертированное отношение к миру, вся его психическая энергия направлена на объект, а не на субъект.


Особенности когнитивного стиля

Восприятие

Для Есенина характерно объективное восприятие мира, комбинирование объективных составляющих.

«Слишком я любил на этом свете все, что душу облекает в плоть».

Зрительность (культ глаза, торжество зрения) — центральная характеристика мировосприятия Есенина.

«О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств».

Природа не была чем-то отвлеченным, всегда связывалась в поэзии Есенина с человеком. Птицы, животные, деревья, цветы наделяются человеческими характеристиками. Черемуха у него «спит в белой накидке», «плачут вербы, шепчут тополя»; «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка».

Внимание к деталям, их укрупнение, выпуклость, осязаемость.

«Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц» (стихотворение «В хате»).


«Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчатке смуглая рука».


Синестетичность восприятия — в создании образа участвуют все органы чувств. Есенинский образ звучит, обладает запахом, цветом, движением, ощущением: «Пахнет рыхлыми драчёнами»; «И в душе, и в долине прохлада»; «Дальний плач тальянки, Голос одинокий».

Особенно любимыми у Есенина были синий и голубой цвета: «заметался пожар голубой»; «солнца струганные дранки загораживают синь», «вечером лунным, вечером синим»» «низкий дом с голубыми ставнями»; «ситец неба такой голубой»


Мышление и воображение

«В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность…» (5, с. 166 ).

Увлечение образностью послужило причиной сближения Есенина с имажинистами вначале его творческого пути. Впоследствии он с ними разошелся в подходе к трактовке и пониманию образа. Для имажинистов образ — самоцель, а стихотворение — «толпа образов». Для Есенина — каждый стих — это единый организм, который наполнен звуками, красками, дыханием.

«Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» (5, с. 166).

Опора на внимательное отношение к действительности. Опора на авторитеты. Для Есенина первым авторитетом в литературе был Гоголь, позднее Пушкин. Сильное впечатление осталось от первой встречи с Блоком, который, по словам самого Есенина, «научил его лиричности». Некоторое время находился под влиянием крестьянского патриархального поэта Н. Клюева.

«Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше как гения страны, в которой я живу» (4, с. 461).


Чувства

«Тогда впервые с рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств вскружилась голова.

И я сказал: коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова».


Игра, комбинация, анализ переживаний синтезируется в сильную и яркую эмоцию, которая сама уже диктует поведение. Процесс совместного действия ума и чувства Стендаль назвал «кристаллизацией чувств»: «Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите. В соляных копях Зальцбурга, в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, которые не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами» (2, с. 14).


Рациональная эмоция

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне,

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».


Главные чувства: собственной значимости, любви, тщеславия, гордости, зависти.


«Было время, когда из предместья

Я мечтал по-мальчишески — в дым,

Что я буду богат и известен

И что всеми я буду любим»;


Память

Ассоциативность характерна для памаяти Сергея Есенина.

«Бежал жеребенок очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого».

Позднее этот эпизод лег в основу «Сорокоуста»:

«Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?»

Переживание собственных ушедших состояний и эмоций, попытка их вернуть и прочувствовать вновь.

«Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Есенин постоянно возвращался к воспоминаниям детства, родного села Константиново, природы родного Рязанского края.

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть».


«И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак, как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец».


Особенности ценностно-смысловой сферы

Центр его Я и центр мира органически совпадают. Желание любить и быть любимым. Желание быть первым, признанным людьми. Желание славы. Это наиболее значимые ценности и наиболее уязвимые (болевые) точки.

«Тогда в мозгу, влеченьем к музе сжатом,

Текли мечтанья в тайной тишине,

Что буду я известным и богатым

И будет памятник стоять в Рязани мне» («Мой путь»).


Есенин хочет быть в гуще событий, идти в ногу со временем, сам строить новое общество. В начале революции атмосфера общественной жизни захватила Есенина: он участвовал в революционной агитации среди рабочих, читал свои стихи на сходках, подписывал обращение группы социал-демократов в большевистскую фракцию Государственной думы и даже подвергался тайному полицейскому надзору.

«Я верил… Я горел.. Я шел с революцией, Я думал, что братство не мечта и не сон, Что всё во единое море сольётся, Все сонмы народов, и рас, и племен».

Позднее он писал: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал» (5, с. 242 ).

Есенин являет собой пример просветителя-гуманиста, стремится показать прелесть бытия, если оно правильно устроено.

«Живое слово пробудит заснувшую душу, и проснется она, и пойдет смело к правде, добру и свободе» (5, с. 206).


Любовь

Перед Есениным всегда стояла проблема синтеза идеальной и физической любви. Но в реальной жизни получить этот синтез ему не удавалось. Его привлекали два типа женщин. С одной стоG роны — известные, признанные обществом. Его жены — Зинаида Райх (Мейерхольд), Айседора Дункан, Татьяна Толстая грели его честолюбие. Но ни с одной из них он не был долго. Проходил этап «кристаллизации чувств», и наступало разочарование. «В 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предваритель) но исколесив всю Европу, кроме Испании». «Изадора прекраснейшая женщина, но врет не хуже Ваньки. Все ее банки и замки, о которых она пела нам в России, — вздор. Сидим без копеечки, ждем, когда соберем на дорогу обратно в Москву» (Мари) енгофу, Нью)Иорк, 1922 г.) (5, с. 118) «С новой семьей (Толстая) вряд ли что получится, слишком все здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в сто) лах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей места не остается. И это душит меня» (Вержбицкому, Москва, 1925 г.) (5, с. 167). 197 С другими женщинами были плотские страсти, но, фактичесG ки, ни одна конкретно не стала для него единственной, как Лиля Брик для Маяковского. «Днем, когда солнышко, я оживаю. Хожу смотреть, как плавают медузы. Провожаю отъезжающие в Константинополь пароходы и ду) маю о Босфоре. Увлечений нет. Один. Один. Хотя за мной тут бабы го) няются. Как же? Поэт ведь! Да какой еще, известный. Все это смешно и глупо» (5, с. 261). Но его поэзия полна любовной лирики, где обобщенный обG раз женщины идеализируется, и уже не важно, признана она обG ществом или находится на дне этого общества. Она — это часть его жизни, ее любовь — это его спасение, забытье, восторг и безыG сходность, ликование до небес и мрак ночи. Многие строчки есенинской любовной лирики стали афоризG мами: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состоянье» («Письмо к женщине»). «Коль гореть, так уж гореть сгорая» («Видно, так заведено навеки»). «Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь, сколь) ко губ?» («Ты меня не любишь, не жалеешь»). С Галиной Бенеславской, которая боготворила Есенина, у него были доверительные дружески деловые отношения — она быG ла его секретарем, следила за изданием его стихов, помогала сестрам, когда Есенин отсутствовал в Москве, вела его финанG совые дела. Когда Есенина похоронили, она не пережила этого и застрелилась на его могиле — такова была сила любви этой женщины. Дружба. На протяжении своей короткой жизни Есенин в силу крайней экстравертированности имел много знакомых и друзей, относилG ся к ним с любовью и доверием, нуждался в их помощи и совеG тах. Среди особенно близких были — Гриша Панфилов (по церG ковной школе, с которым потом велась регулярная переписка). Анатолий Мариенгоф (поэтGимажинист, написавший воспомиG нания о Есенине «Роман без вранья»), Клюев (поэт патриархальG ной деревни, который ввел его в литературное сообщество). 198 Семья. «Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель» (5, с. 166). «Отец не верил, что можно прожить на деньги, заработанные сти) хами. Ему казалось, что ничего путного из этого не выйдет» (из пись) ма сестры.) Есенин всегда чувствовал ответственность за будущее своих сестер: «Живи и гляди в оба. Ты только должна учиться, учиться и читать. Язык держи за зубами на все исключительно, на все отвечай «не знаю». Обо мне, о семье, о жизни семьи, о всем, что очень интересно знать моим врагам, отмалчивайся» (сестре Александре, Венеция, ав) густ 1922 г.) (5, с. 115). Младшей, любимой сестре Шуре он оплачивал занятия музыG кой, любил слушать ее пение, посвятил ей несколько известных стихов. Особенно нежно он относился к матери и к своему деду. «Старушка милая Живи, как ты живешь. Я нежно чувствую твою любовь и память». «Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу…» Религия. «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как дру) гие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в об) разец в последовании любви к ближнему» (5, с. 35) «Я не религиозный человек и не мистик... Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии» (3, с. 166). Смерть. В его стихах мотив смерти появлялся неоднократно: «Я устал себя мучить бесцельно, И с улыбкою странной лица Полю) бил я носить в легком теле Тихий свет и покой мертвеца…». «Себя, усопшего, в гробу я вижу Под аллилуйные стенания дьячка. Я веки мертвому себе Спускаю ниже, Кладя на них Два медных пятачка». «Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие и благодать, Положи) ли меня в русской рубашке Под иконами умирать». Неуравновешенность психики, неустроенность жизни, метаG ния, недостаточное признание его таланта привели его к самоG 199 убийству. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Есенин повесился на ремне от чемодана в ленинградской гостинице «Англетер». ПоG следние слова перед смертью он написал на салфетке: «В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей». Природа, антропорморфизм. Выросший на Рязанской земле и с детства тесно общаясь с приG родой, Есенин очень тонко чувствовал ее красоту. Она была для него живым организмом, который рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Стремление сделать человека и общество выше и лучше. «Все люди — одна душа… Для всякого есть одна истина: Я есть ты. Если бы люди понимали это, а особенно ученые)то, то не было крови на земле и брат не был бы рабом брата. Не стали бы восстанавливать истину насилием. Живи так, как будто сейчас же должен умереть, ибо это есть лучшее стремление к истине» (5, с. 206). Родина. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». (5, с. 231). «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! — Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Болью полны его пророческие слова: «А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, И Русь все так же будет пить, плясать и плакать под забором». Но это была его Русь, и он желал ей лучшей доли: «Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь. Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь». Он принял революцию, но «скорей стихийно, не сознательно». Он остался в прошлом одной ногой и, стремясь догнать стальную рать, скользил и падал другой. Но несмотря на свои сомнения, Есенин был истинным патриотом. Цель искусства и творчества: переделать мир, трансформиG ровать людские души. «Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нару) шить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души» 200 Гуманистическая направленность. Просветительство. Есенин был подлинным гуманистом, стремился воспевать лучшее в человеке, возвысить его в звании «Человек». «Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие ра) ны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою ра) дость. Радость там, где у порога не слышны стоны. Жизнь в обратной колее. Счастье— удел несчастных, несчастье — удел счастливых» (4, с. 206). Патриотизм. «Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчез) нет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Поведенческий портрет «Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете» «Казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство». Крестьянские корни Есенина были сильнее той городской среG ды, в которой он оказался в Москве, а затем в Питере. Несмотря на свою коммуникабельность и стремление к бесконфликтности в отношениях, он для многих был «чужаком» из русской глубинG ки. Есенин это остро чувствовал и бросал вызов своим эпатажG ным поведением. «Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа на плечах, Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потёмках ос) вещать» («Исповедь хулигана»). Театральность и нарочитость в поведении помогала скрыG вать горечь и неудовлетворенность жизни. «Посмотрим — кто кого возьмет! И вот в стихах моих забила В са) лонный вылощенный сброд Мочой рязанская кобыла» («Мой путь»). «Мое имя наводит ужас, Как заборная, грубая брань» («Ты прохла) дой меня не мучай»). Под влиянием доминирующей эмоции или чувства выстраиG вается линия поведения. 201 Романтизм — реализм. В нем одновременно уживался романтик и жесткий, до циG низма, реалист. «Пусть твои полузакрыты очи И ты думаешь о ком)нибудь другом, Я ведь сам люблю тебя не очень, Утопая в дальнем дорогом… И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь, — Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь». Стремление к собственному комфорту как одна из важных типологических черт Есенина определяла его внутренний психоG логический настрой и психическое состояние в данный момент времени. Поэтому он мучился и страдал от неустроенности быта. И если бы не присущий ему нарциссизм и болезненное честолюG бие, он мог бы удовлетворить потребность к комфорту и с АйсеG дорой Дункан, и тем более с Татьяной Толстой. Светлое «Я» — темное «Я». Трагизм раздвоения на светлое и темное проходит через всю жизнь и поэзию Есенина. «Белая роза» и «черная жаба», которую он мечтал повенG чать, черти и ангелы, которые «гнездились в душе» порождали устойчивый мотив неудовлетворенности, разочарования, ощуG щение пустоты, скуки, уныния, приводящие к депрессивным состояниям. Практически, все стихи цикла «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана», «Кобыльи корабли» наполнены этим моG тивом: «Что)то всеми навек утрачено, Май мой синий! Июнь голубой! Не с того ль так чадит мертвячиной Над пропащею этой гульбой». Но здесь и желание выбраться из этого омута: «И уже говорю я не маме, А в чужой и хохочущий сброд: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!» И как всегда — он искал в природе пристанище и спасение. «Может, завтра совсем по)другому Я уйду, исцеленный навек, Слу) шать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет человек» Духовное Я — физиологическое Я. Стремление к органич4 ности. Здоровое тело — здоровый дух. «Москва, начало 1913 г. «По личным убеждениям я бросил есть мя) со и рыбу, прихотливые вещи, как)то: вроде шоколада, какао, кофе не 202 употребляю и табак не курю. Этому всему будет скоро 4 месяца» (Из письма к Г. Панфилову) (5, с. 203). Внешний вид. Ухоженность, вкус, стиль в одежде. «Говорят, я очень похорошел. Вероятно, оттого что я что)то увидел и успокоился. Волосы я зачесываю как на последней карточке. Каждую неделю делаю маникюр, через день бреюсь и хочу сшить себе обяза) тельно новый, модный костюм, лакированные ботинки, трость, пер) чатки. Это все я купил уже, от скуки хоть франтить буду. Это очень ин) тересно. Назло всем не буду пить, как раньше. Буду молчалив и кор) ректен. Вообще хочу привести всех в недоумение. Уж очень мне не нравится, как все обо мне думают. Пусть они выкусят» (Галине Бене) славской, Батум, декабрь, 1924 г.) (5, с. 149). Образ жизни. «Наше безалаберное российское житие, похожее на постоялый двор, каждый раз выбивало перо из рук. Я удивляюсь, как еще я мог написать столько стихов и поэм за это время» (5, с. 243). Один из его современников сказал, что Есенина погубила «чаG руса» — болото, которое манит своим разноцветьем и постепенG но засасывает. У Есенина постоянно были попытки выбраться из этой «чарусы», в письмах часто встречаются фразы: «В Москве себя я чувствую отвратительно. Хочется куда)нибудь уе) хать» (5, с. 249). «Живу я как)то по)бивуачному, без приюта и без пристанища, по) тому что домой стали ходить всякие бездельники. Им, видите ли, при) ятно выпить со мной! Я не знаю даже, как отделаться от такого голово) тяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко» (5, с. 250); «…де) лать мне в Москве нечего. По кабакам ходить надоело» (5, с. 272). «Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно. В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно». «Много женщин меня любило, Да и сам я любил не одну, Не от это) го ль темная сила Приучила меня к вину?». «Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед, Тех во) лос золотое сено Превращается в серый цвет». Грусть и радость, чередуясь в жизни, отражались и поэзии. «Был я весь, как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки»; 203 «Припадок кончен, Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон» Развитие. В развитии для людей этого типа характерно сравнение себя с деревом, с его корнями и плодами. «Сажая под окошком ветлу или рябину, крестьянин уже делает чет) кий и строгий рисунок своего быта… Северный простолюдин не поса) дит под свое окно кипариса, он посадит только то дерево, которое присуще его снегам и ветру». В одном из последних стихотворений Есенин, томимый тяжеG лыми предчувствиями, олицетворяет свою жизнь с кленом: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, качаясь, под метелью белой?.. Сам себе казался я таким же клёном, Только не опавшим, а вовсю зеленым». «Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.Период учебы в сельской учительской школе не оставил на мне никаких следов. В 1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского в Москве. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихий) но, чем сознательно» (из автобиографии Есенина) (5, с. 184). Творческий портрет Характеристика творчества. Творчеству присущи агитационность, массовость, социальная направленность: «Хочу я быть певцом и гражданином, Чтоб каждому, как гордость и пример, Быть настоящим, а не сводным сыном В великих штатах СССР». Ориентация на собственное состояние: «Я сердцем никогда не лгу». Реализм — романтизм. Его реализм всегда имеет романтичеG ский оттенок. 204 «Я реалист, и если есть что)нибудь туманное во мне для реали) ста,то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожа) емого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Ро) зах, Крестах и всякой прочей дребедени» (5, с. 166). Его герои — двойники авторского «Я». В поэме «Черный человек» он вывел образ «темной» силы, своего двойника. В диG алоге с ним он не щадит себя, называет «забулдыгой», «прохвосG том», его внутренний голос требовательный и безжалостный. Но все же ему хочется победить «черного человека»: «Я взбешен, разъярен, И летит моя трость Прямо к морде его, В пе) реносицу…». В пьесе «Страна негодяев» — его двойник — Номах. «А когда)то, когда)то… Веселым парнем, До костей весь пропахший степной травой, Я пришел в этот город с пустыми руками, Но зато с полным сердцем И не с пустой головой». Особенности языка и стиля. «Поэтическое ухо должно быть тем магнитом, которое соединяет в звуковой одноудар по звучанию слова разных образных смыслов, только тогда это и имеет значение». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для обG разного строя Есенина. «Слова — это образы всей предметности и всех явлений вокруг человека; слово неотъемлемо от бытия. Оно — попутчик быта» (5, с. 442). Гениальный мастер пейзажной лирики, он воспринимал приG роду, как универсальную ценность человека. Она — не застывG ший пейзажный фон: она живет, действует, она любимый герой поэта: «О сторона ковыльной пущи, Ты сердцу ровностью близка, Но и в твоей таится гуще Солончаковая тоска». Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе и не ради красоты формы. К примеру, один тольG ко его месяц имеет множество ликов — «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве»; «рыжий месяц жеребенком заG прягался в наши сани»; «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей». 205 «Искусство для меня — не затейливость узоров, а самое необходи) мое слово того языка, которым я хочу себя выразить» (3, с. 37). Творческий процесс. У него был «архив» — ящик, куда он складывал листки со слоG вами, фразами, рифмами. Когда у него не находилось нужной рифмы, он подбирал их из этого запасника. Упорядоченности в работе не было, писал по настроению — во многом процесс творчества зависел от внешних жизненных обстоятельств. СочиG нял на ходу, экспромтом, писал на салфетках в кабаках, дарил знакомым на листочках, писал даже на стенах Сретенского монаG стыря и «тигулевки». Плодотворным был период его пребываG ния в Батуми и Тифлисе в 1924г. «Галя, милая, «Персидские мотивы» это у меня целая книга в 20 сти) хотворений. Печатайте все, где угодно. Я не разделяю ничьей лите) ратурной политики. Она у меня своя собственная — я сам. «Письмо к женщине» отдайте в «Звезду», тоже 2 рубля строчка. На днях при) шлю «Цветы» и «Письмо к деду». Найдите в «Заре Востока» «Письмо от матери» и «Ответ». Суйте во все журналы. Я скоро завалю Вас мате) риалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе» (из письма к Галине Бене) славской.Тифлис, 1924 г.) (5, с. 173). Современники о Есенине. Маяковский называл Есенина «златокудрый Лель» и пониG мал его значение как поэта. Горький подчеркивал гуманизм, сердечность и лиризм самого Есенина: «Это орган, созданный природой исключительно для поэзии» (3, с. 39). Серафимович писал: «Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших — нет ни у кого из современников». Задания для семинара 1. Составьте психологические портреты предъявляемых на видеоG роликах персонажей. 2. Найдите в цитатах ключевые слова типа. 3. Определите особенности познания для данного типа. 206 4. Определите особенности ценностноGсмысловой сферы для данG ного типа. 5. Перечислите наиболее значимые для Вас качества данного типа. Литература 1. Бельская Л. Л. Песенное слово. М., 1990. 2. Нагибина Н. Л. Мастера российского джаза. Алексей Кузнецов. М., 2000. 3. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин. М., 1959. 4. Есенин С. Избранное. Л., 1970. 5. Есенин С. Собр. соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3.