Творчество

Материал из ART
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В психологии существует огромное количество точек зрения на вопрос природы художественного творчества.

Наиболее обобщенную классификацию различных подходов и определений творчества разработал Е. П. Торранс, выделив следующие типы определений творчества:

1. Определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества. Е. П. Торранс указывает, что продуцирование чего-то нового фактически входит почти во все определения. Однако к проблеме новизны разные авторы подходят по-разному. Так, Л. Л. Тёрстон считал, что не важно, признает ли идею новой общество; важно, чтобы она была новой для самого творца. М. Стайн, напротив, считает, что новизна должна определяться в терминах культуры, т.е. признаваться современниками.

2. Определения, в которых творчество противопоставляется конформности. Р. С. Крачфилд и Р. К. Уилсон противопоставляли творчество и подчеркивали привнесение оригинальности, нового взгляда на проблему. Е. К. Старквезэр считал, что творческий человек свободен как от конформизма, так и от нонконформизма.

3. Определения, включающие процесс. Так, Т. Рибо подчеркивал важность способности мыслить по аналогии для творческого мышления. Е. К. Спирмен рассматривал творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Г. Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр.

4. Подход с позиции умственных способностей. Дж. П. Гилфорд определил творчество с позиций умственных способностей, обеспечивающих творческое достижение. По Дж. П. Гилфорду, творческое мышление включает в себя дивергентную продукцию, т.е. порождение новой, оригинальной необычной информации на основе данной информации. Дивергентное мышление характеризуется беглостью, гибкостью, оригинальностью и разработанностью. Однако творческое мышление не сводиться к дивергентному мышлению; оно также включает чувствительность к проблемам и способность к переопределению.

5. Подход, основанный на определении уровней творчества.

А. Тейлор ввел представление о следующих уровнях творчества:

а) экспрессивное творчество - такое, как спонтанное рисование у детей;

б) продуктивное творчество - научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой;

в) инвентивное (изобретательское) творчество, когда изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках;

г) инновационное творчество - улучшение через модификацию;

д) порождающее творчество - выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникнуть новые движения и школы.

Е. П. Торранс придерживается определения творчества как процесса, указывая, что, «определив творчество как процесс, можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения этого процесса».

Ф. Баррон проведя в своей работе обзор исследований по проблеме творчества, выделяет следующие характерные общие позиции:

1. Творчество - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основном способность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания.

2. «Что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, т.е. существует три аспекта, в которых легче всего изучать творческость: продукт, процесс, человек.

3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей являются их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.

4. Эти творческие продукты разнообразны.

5. Многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек - одновременно и продукт, и процесс.

Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразно новое качество, которое и является решением данной проблемы.